Добро пожаловать на информационный портал Лестница Люкс ...

Давно хотел прикоснуться руками к работе великих мастеров и вот такая возможность появилась. Меня попросили выполнить ряд работ в здании, расположенное на углу Лялина и Подсосенского переулков, известное как городская усадьба Морозова.

Здание было построено в 1878-1879 годах по проекту М.Н. Чичагова — одного из представителей династии знаменитых московских архитекторов, автора многих крупных театральных зданий. П-образное в плане двухэтажное с мезонином здание обращено торцом в Лялин переулок, а главный фасад и парадный въезд в усадьбу в виде триумфальной арки выходят на красную линию Подсосенского переулка. Богатый декор фасадов выполнен в формах европейской классической архитектуры. Центральная часть здания, с едва заметно выступающим ризалитом, завершается аттиком, за которым просматривается мезонин. Парадный подъезд со стороны Подсосенского переулка акцентирован балконом, который поддерживают скульптуры атлантов.

Сразу же скажу, что в этом особняке меня интересовали не классицистические интерьеры Чичагина, а сказочные персонажи и лестница Шехтеля. Интерьеры, выполненные в этом доме Шехтелем для Морозова, поистине, являются классическим примером именно московской, русской школы модерна, отличной от европейского и американского Art Nouveu.

Начитанный гном, масивЧудоковатая птица, массив

Самостоятельный, уникальный, неподражаемый комплекс представляют залы, спроектированные в 1895-м году Фёдором Осиповичем Шехтелем для сына В.Е. Морозова, Алексея Викуловича: готические кабинет и библиотека с примыкающей к кабинету на первом этаже комнатой хозяина в стиле рококо. Из небольшой прихожей мы попадаем в высокую полутёмную комнату с лестницей на второй этаж.

Лестница на второй этаж

Хотелось бы немного рассказать о замечательном русском архитекторе, который подарил такую красоту.

Архитектор Федор Осипович Шехтель появился на свет 7 августа 1859 года в городе Санкт-Петербурге в семье инженера-технолога Осипа Шехтеля. При рождении ребенка нарекли Франц-Альберт. Помимо Федора в семье было еще три девочки и два мальчика.

Детские годы Шехтель провел в Саратове. Его мать - Дарья Карловна - принадлежала к купеческой саратовской семье Жегиных.

Отец Федора Осиповича рано ушел из жизни. Семья после этого, в прямом смысле, бедствовала.

Федор Шехтель

В 1871 году Франц-Альберт, получавший до этого домашнее образование, был принят в Саратовскую мужскую гимназию во второй класс. Учился будущий архитектор весьма посредственно. Приличные оценки у него были лишь по рисованию и черчению, а также по чистописанию. Стоит отметить, что эти предметы читал гимназистам А.С. Годин, учеником которого немного ранее Шехтеля был сын военного Михаил Врубель.

За явную неуспеваемость по некоторым предметам, молодого человека оставляют на второй год, и уже в новый учебный период он показал весьма хорошие результаты, после чего и был переведен в следующий гимназический класс.

В 1875 году (доподлинно неизвестно) Федор Шехтель отправляется в Москву. Жить он начал вместе с матерью в доме Павла Третьякова, который зная саратовскую семью Жегиных, взял на себя покровительство над жизнью юноши.

Именно в те годы состоялось знакомство Шехтеля с родственником Третьяковых Александром Степановичем Каминским. Известный к тому времени архитектор принял его к себе в мастерскую и поспособствовал поступлению в «Московское училище живописи, ваяния и зодчества» на архитектурное отделение.

К сожалению, в сентябре 1878 года молодого человека исключают из учебного заведения с формулировкой «за непосещение классов». Пропуски занятий объяснялись тем, что к тому времени его мать тяжело заболела и он был вынужден ей помогать, тем более, что Дарья Карловна к тому времени оставила работу в семье Третьяковых.

Далее Шехтель поступает на работу в театр Лентовского на должность художника. Принимают его, как сегодня говорят, по знакомству. Дело в том, что Лентовский в юношеские годы жил в городе Саратове и работал в театре, который принадлежал Францу Осиповичу Шехтелю - родному дяде Федора.

В обязанности будущего зодчего входили дизайн многочисленных афиш, оформление нотных обложек, возведение различных временных сооружений.

Театральные эскизы архитектора Шехтеля того времени практически не сохранились - он просто не ценил их.

Стоит отметить, что Федор Осипович так и не получил в полном объеме архитектурное образование. Все свои навыки он приобрел, работая с архитектором Каминским, а позже и с другим зодчим - Константином Терским.

В 1894 году Шехтель получил право на производство различных строительных работ и приступил к самостоятельному творчеству. Уже к концу столетия он пользовался высоким авторитетом и строил, преимущественно, для знатных и богатых семей, среди которых были Феррейны, Кузнецовы, Морозовы и Рябушинские.

Вначале своей архитектурной карьеры Федор Осипович Шехтель работал в готическом стиле, но после Всемирной выставки, прошедшей в 1900 году в Париже, где зодчий получил серебряную медаль, выбор был сделан в пользу модерна.

В 1902 году Федор Осипович получил звание «Академика архитектуры». Затем стал бессменным председателем «Московского архитектурного общества», а также почетным членом подобных обществ в Берлине, Париже, Лондоне и Риме.

В 1914 году Шехтель принимает православие. Именно тогда он получил имя Федор Осипович вместо Франца-Альберта.

После революции 1917 года архитектор пытался найти себя при новой власти, но, к сожалению, уже не был востребован.

В 1918 году дом Шехтеля на Большой Садовой, 4, который он построил для себя и своей семьи, национализировали. Далее были коммуналки, пока в 1923 году не появилась возможность остановиться у младшей дочери на Малой Дмитровке, 25. Вера Федоровна проживала в квартире под номером 22, в которой Шехтель и прожил последние три года своей жизни.

<pУмер зодчий в 1926 году и похоронен на Ваганьковском кладбище столицы.

Важнейшим для Шехтеля стал 1893 г. , когда он получил крупный заказ на особняк от богатейшего московского купца С. Т. Морозова. Шехтелю выпала редкая удача максимальной самореализации, которую он сумел использовать в полной мере.

Удивительно, но факт: дом Морозова, Шехтель проектировал и строил, не имея архитектурного образования. Савва Морозов имел особое чутьё на людей и умел видеть то, что сегодня мы называем «тренд». Морозов, выпускник Кембриджского университета, выбрал для особняка стиль английской неоготики, в оформлении же предоставил Шехтелю полную свободу и неограниченные возможности. Большой удачей можно назвать то, что Шехтель работал над оформлением вместе с Михаилом Врубелем. Шехтель с Врубелем тщательно проработали все детали интерьера, создав уникальную, неповторимую атмосферу. Особняк Морозова считается одним из прообразов дома булгаковской Маргариты. Интересный факт: в своём доме Морозов укрывал Баумана. На приёме, устроенном для московского генерала, революционер, представленный как «друг семьи», сидел за одним столом с «хозяином Москвы», в то время как его искала вся московская полиция.

Особое впечатление на меня произвела лестница. Как специалист я осматривал ее и искал что то новое для себя, трогал руками и тяжело было представить как можно создать такой шедевр не имея инструмента, которым владеем мы

По сути все выполнено аккуратно и качественно, линии фасок четкие и прямые, резные детали завораживают, гнутые элементы и по сей день как новые. Я узнавал у директора усадьбы-"Производилась ли реставрация?" и получил ответ-"Только косметическая". Представляете? Это по исходу стольких лет и лестница стоит как новая, конечно есть некоторые скрипы по ступеням, но все же!!!

st lestnica morozov 1
Фото:Вид со второго этажа
Лестница в усадьбе Морозова
Фото:Лестница в усадьбе Морозова
Лестница и интерьер
Фото:Лестница и интерьер
Старинные часы
Фото:Старинные часы
Интерьер потолков
Фото:Интерьер потолков

Дома и здания работы архитектора Федора Шехтеля в Москве:

  • Кинотеатр «Художественный» на Арбатской площади, 14 (реконструкция)
  • Особняк Щаповых по улице Бауманская, 68 (участие в проекте А.С. Каминского)
  • Банк Рябушинского на Биржевой площади, 1 (реконструкция)
  • Клиническая больница по улице Будайская, 2
  • Усадьба Миндовской во Вспольном переулке, 9
  • Личный особняк в Ермолаевском переулке, 28
  • Доходный дом Шамшиной по улице Знаменка, 8/13
  • Выставочный зал и электротеатр Лианозова в Камергерском переулке, 3А (реконструкция)
  • Ярославский вокзал на Комсомольской площади, 5
  • Особняк Дерожинской-Зиминой по улице Кропоткинский переулок, 13
  • Больница Захарьина на Куркинском шоссе, 29
  • Особняк Коншина-Манташева на Ленинградском проспекте, 21
  • Усадьба Каратаевой-Морозова в Леонтьевском переулке, 10
  • Усадебный комплекс Зарина-Кузнецова на проспекте Мира, 41
  • Особняк Кузнецовой на проспекте Мира, 43
  • Усадебный комплекс Салтыковых-Чертковых по улице Мясницкая, 7
  • Торговый дом Кузнецова по улице Мясницкая, 8/2
  • Многоквартирное здание Строгановского училища по улице Мясницкая, 24
  • Театральное здание для Г. Парадиза на улице Большая Никитская, 19
  • Особняк Рябушинского по улице Малая Никитская, 6/2
  • Особняк Кана на Малой Никитской, 35
  • Памятник Н.В. Гоголю во дворе усадьбы на Никитском бульваре, 7
  • Здание купеческого общества на Новой площади, 6
  • Дом Аршиновых по улице Большая Ордынка, 32
  • Особняк Кириевских-Карповой на Большой Ордынке, 41
  • Особняк Морозова в Подсосенском переулке, 21
  • Часовня-памятник семье Морозовых по улице Преображенский вал, 17А
  • Особняк Левенсона на Пречистенской набережной, 35 (реконструкция)
  • Типография Рябушинского в Большом Путниковском переулке, 3
  • Торговое здание Гальперина по улице Пятницкая, 13
  • Фасад и интерьер здания по улице Рождественка, 11/4
  • Рождественский монастырь по улице Рождественка, 20 (пристройки)
  • Оформление интерьеров дома Ушкова на Рождественском бульваре, 10
  • Собственный особняк на Большой Садовой, 4
  • Особняк Протасова-Малич на Садовой-Самотечной, 6
  • Особняк Дервиза на Садовой-Черногрязской, 6
  • Особняк семьи Харитоненко на Софийской набережной, 14
  • Усадьба Морозовой-Рейнбот по улице Спиридоновка, 17
  • Гостиница «Боярский двор» на Старой площади, 8
  • Дом Аршиновых в Старомонетном переулке, 31, строение 7
  • Торговый дом «Аршинов и Ко» в Старопанском переулке, 5
  • Часовня при храме Петра и Павла в Старосадском переулке, 7/10
  • Особняк Смирнова на Тверском бульваре, 18
  • Здание «Товарищества скоропечатни Левенсона» в Трехпрудном переулке, 9
  • Училище евангелической церкви в Большом Трехсвятительском переулке, 4
  • Храм во имя Покрова Богородицы в Турчанинов переулке, 4
  • Иконостас храма во имя Иоанна Предтечи в Черниговском переулке, 2
  • Дача Левенсона в Чоботовском проезде, 4

Я очень рад, что мне довелось лицезреть такую красоту собственными глазами не с экрана монитора, а прикоснуться руками к истории.

Я же желаю Вам чистого неба над головой и только позитивных эмоций.

photofacefun com 1469371001

С Уважением, Константин.

  • Лучшее, что нам дает история, это возбуждаемый ею энтузиазм /Гете.И/
  • Спасибо за прочитанную статью!
  • Автор статьи Тремпольцев К.А.
  • Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, поделитесь ссылкой с друзьями, кликнув на один из этих значков. Спасибо и заходите почаще! Будет интересно!

Комментарии

Оставить комментарий

Добавить или оставить комментарий очень просто. Вписываете в поле текст, вводите необходимые данные и жмем кнопку- ДОБАВИТЬ. Спасибо!

Защитный код
Обновить